Курсовые работы
|
|
Юрист | Дата: Вторник, 23.04.2013, 12:56 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Административное право Тема: «Военная служба в Российской Федерации» СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................................................................................3 Глава 1. Понятие, сущность военной службы в РФ...........................................7 1.1. Понятие военной службы в РФ……………………………………...............7 1.2. Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации 1.3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ. Глава 2. Воинские должности ...............................................................................14 2.1. Особенности воинских должностей…..................................................14 2.2. Порядок назначения на воинские должности и освобождения от них…………………………………………………....................15 Глава 3. Воинские звания и порядок их присвоения………………………...20 3.1 Присвоение воинского звания.........................................................................20 3.2. Присвоение внеочередного воинского звания ……………………….....25 Заключение..................................................................................................................24 Список использованных нормативных актов и литературы...........................26
Глава 1. Понятие, сущность военной службы в РФ 1.1. Понятие военной службы в РФ Защита отечества являетсядолгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно - технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях.(Комментарийк Федеральному закона «Осистеме государственной службы Российской Федерации» постатейный / под ред. А.Н. Козырина. — М.:Наука, 2006. — 171 с.) Военная служба являетсявидом федеральной государственной службы и характеризуется следующими признаками:
-она исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации; -финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета; -правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации. Решение задач по защите Отечества предполагает практическое и непосредственное осуществление закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: 1. воинский учет; 2. обязательную подготовку к военной службе; 3. призыв на военную службу; 4. прохождение военной службы по призыву; 5. пребывание в запасе; 6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.(Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации / Овсянко Д.М. — М.:Наука, 2007. — 244 с.) Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица. Полный текст курсовой работы:
|
|
| |
Юрист | Дата: Пятница, 28.06.2013, 20:14 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Тема: Заключение гражданско-правового договора: теория и практика
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава 1. Характеристика заключения гражданско-правового договора: общие положения 1.1. Понятие «заключение договора» 1.2. Правовое регулирование заключения договора 1.3. Условия, подлежащие согласованию при заключении гражданско-правового договора Глава 2. Порядок заключения гражданско-правового договора, проблемы теории и практики 2.1. Стадии заключения гражданско-правового договора. 2.2. Порядок заключения договора на основе решения суда Заключение Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к теории гражданско-правового договора определяется существованием трех основных источников происхождения (возникновения) обязательств: - обязательства, вытекающие из закона; - обязательства, вытекающие из договора; - обязательства, следующие из нарушения субъективных прав. Одна из наиболее древних правовых конструкций – договор – приобрел для России особое значение в связи с переходом к рыночной экономике, характеризующейся массовыми хозяйственными связями и обширной предпринимательской деятельностью. В правовой доктрине договор можно рассматривать с разных позиций, в частности: – как юридический факт – в этом качестве он выступает основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношения; – как само правоотношение – договорное правоотношение, возникающее в результате соглашения; – как сделку – договор является одним из видов сделок и трактуется как двух– или многосторонняя сделка. Таким образом, термины «сделка» и «договор» соотносятся друг с другом как родовое и видовое понятие; – как форму обязательства – договор представляет собой документ, фиксирующий акт возникновения обязательства по воле всех его участников. Согласно п. 1 ст. 420 Гражданского Кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия договоров регулируются как нормами гражданского права, общими для различных договоров, так и нормами об отдельных классах, типах, видах и разновидностях договоров. Поскольку договоры являются видами сделок, к ним применяются также правила о двух– и многосторонних сделках (ст. 153–181 ГК). Кроме того, на обязательства, возникающие из договоров, распространяются рассмотренные ранее общие положения об обязательствах (ст. 307–419 ГК). Наибольший интерес с позиции комплексной юридической процедуры представляют именно процедуры, связанные с возникновением обязательств на основании договоров как наиболее сложные и разнообразные.(Иоффе О. С. Из истории цивилистической мысли..- М.: Статут, 2000. – 401 с.) Глава 28 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует нормы российского договорного права. Их появление явилось следствием закрепления в гражданском законодательстве в качестве основополагающего принципа договорного права принципа свободы договора. В связи с этим произошли коренные изменения в правилах о заключении договора, а именно появились нормы о заключении договора на торгах, резко ограничены случаи обязательного заключения договора, расширена возможность заключения договора с помощью конклюдентных действий, за публичной офертой признаны качества обычной оферты и другое. Положения о заключении договора крайне важны в регулировании имущественных отношений предпринимателей (коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей), так как именно на стадии заключения договора закладываются условия его исполнения и ответственности за ненадлежащее исполнение и за неисполнение.
Прочитать полный текст курсовой работы
|
|
| |
AlexTrust | Дата: Четверг, 31.10.2013, 20:53 | Сообщение # 3 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 21
Статус: Offline
| КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Конституционное право Тема: Российский федерализм и проблемы правового статуса субъектов федерации
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Конституционно-правовой статус Республики 1.2. Конституционно-правовой статус краёв, областей и городов федерального значения 1.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ 2.1. Анализ современных тенденций в российском федерализме 2.2. Анализ перспектив развития федерализма в России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность темы «Российский федерализм и проблемы правового статуса субъектов федерации» определяется тем, что с момента принятия Федерального Конституционного закона от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (в ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», прошло ещё менее 6 лет, и за это время число субъектов Российской Федерации уменьшилось с 89 до 83 субъектов. При этом, процесс объединения ряда новых субъектов закончился только 31 декабря 2007 г. Таким образом, следует признать что однозначного ответа на то, является ли тенденция к укрупнению субъектов федерации положительной или нет, дать нельзя, поскольку ещё не было возможности оценить эффективность вновь образованных субъектов РФ на практике. Тем не менее, данный вопрос очень важен, так как, не дождавшись завершения объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, произошло ещё четыре таких аналогичных объединения. Общей чертой всех этих объединений является то, что в процессе объединения объединялись область (или край) с одним или двумя (один раз) автономными округами. Таким образом, в результате этих процессов из 10 автономных округов осталось только 4. Таким образом, данный процесс ещё не коснулся самых де-факто привилегированных субъектов Российской Федерации – республик. Автору данной работы, как жителю республики в составе Российской Федерации, весьма интересно изучить и проанализировать тенденцию и динамику федеральных отношений в России, так как от её направления, во многом, будет зависеть и статус Республики Алтай. Именно этим и определяется выбор данной темы для исследования. Изученность данного вопроса в литературе ещё достаточно невелика, так как, как указывалось выше процесс объединения некоторых новых субъектов Российской Федерации завершился относительно недавно. Предмет исследования – законодательное регулирование статуса субъектов Российской Федерации. Объект исследования - правовой статус субъектов Российской Федерации и Российский Федерализм. Цель исследования – анализ правового статуса субъектов РФ и динамики федеральных отношений. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 1. Проводится анализ и сравнение правовых статусов различных субъектов РФ. 2. Анализируется текущее состояние и динамика федеративных отношений в нашей стране. Методы исследования – сравнительный, анализ и синтез, контент-анализ прессы. Практическая значимость данной работы, по мнению автора очень высока, так как рассматриваемый в работе материал может в перспективе иметь очень большое значение для большей части граждан нашей страны. Полный текст работы:
|
|
| |
AlexTrust | Дата: Суббота, 23.11.2013, 15:48 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 21
Статус: Offline
| Курсовая работа по дисциплине ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (дисциплина)
Тема: Разделение властей как принцип организации и деятельности государства: опыт развития государств и состояние в Российской федерации
Содержание
Введение 4 1. Зарождение и развитие теории разделение властей 6 2. История развития теории и практики разделения властей в России 11 2.1. История развития теории разделения властей в России 11 2.2. Отражение теории разделения властей в действующей Конституции РФ 16 3. Статус отдельных ветвей власти в рамках теории разделения властей 24 3.1. Законодательная власть в теории разделения властей 24 3.2. Исполнительная власть в теории разделения властей 28 3.3. Судебная власть в теории разделения властей 36 Заключение 42 Список литературы 43
Введение
Тема «Разделение властей как принцип организации и деятельности государства: опыт развития государств и состояние в Российской федерации» является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это, в первую очередь, с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов XX века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Так, например, в работах Исаева И.А., Золотухиной Н.М., Валуева М. показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно-учебных пособиях Черниловского З.М., Баглая М.В., Габричидзе Б.Н., помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ. Предметом исследования данной курсовой работы является теория разделения властей. Цель курсовой работы – рассмотреть основополагающие принципы теории разделения властей, её возникновение, развитие и практическое применение её положений на современном этапе. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть исторический аспект теории разделения властей. 2. Охарактеризовать историю развития теории разделения властей в России 3. Рассмотреть статус отдельных ветвей власти в рамках теории разделения властей Нормативно - правовой базой данной работы является Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», (Бюллетень Центральной избирательной комиссии, 1995, N 2). В качестве литературных источников, были взяты работы основателей теории разделения властей Монтескье Ш.Л., Дж. Локка и др. авторов, а так же труды наших современников и знатоков теории разделения властей, таких как Чиркин В.Е., Нерсесянц В.С., Баглай М.В. и др. Данное исследование состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Полный текст работы:
|
|
| |
Юрист | Дата: Вторник, 21.01.2014, 17:12 | Сообщение # 5 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| Курсовая работа по дисциплине: Гражданский процесс Тема: «Нотариальная форма защиты и охраны права»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы регулирования организационного построения нотариата в конституционном праве РФ………………………..6 1.1. Понятие и юридическая природа нотариата…………………………….6 1.2. Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях………………………………………………………………………….9 Глава 2. Нотариат в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов………………………………………………..12 2.1 Деятельность нотариата по обеспечению конституционного права на частную собственность…………………..………………………………12 2.2 Защита нотариатом свободы предпринимательской деятельности как форма реализации конституционных основ рыночной экономики………………………………………………………..16 Глава 3. Нотариат в механизме обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов………………………………………19 3.1. Роль нотариата в предупреждении и разрешении правовых конфликтов……………………………………………………….19 3.2. Проблемы правового регулирования деятельности нотариата в механизме обеспечения защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов…………………………………………………………..22 Заключение……………………………………………………………………..27 Список использованных источников…………………………………………29
Введение Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус – это юрист специально уполномоченный на совершение нотариальных действий, среди которых свидетельствование верности копии документов и выписок из них, свидетельствование подлинности подписи на документах, свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, а также некоторые другие действия, которые различаются в разных странах. От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В настоящее время нотариат является объектом пристального внимания. За последние десятилетия коренным образом изменились статус, функции и порядок деятельности нотариата. С одной стороны, юридическая деятельность нотариусов осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов. С другой - нотариат все более активно позиционируется в качестве корпоративного сообщества частнопрактикующих лиц свободной профессии, имеющих гражданскую самостоятельность, высокую степень самоуправления при ограниченном административном контроле со стороны государства, активно оказывающих гражданам и организациям необходимые юридические услуги за соразмерную плату. Состояние законодательства о нотариате и нотариальной деятельности, однако, во многом не соответствует тенденциям, которые характерны для современного общества. Сосуществование государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой, неопределенность в разграничении полномочий между нотариальными палатами и органами управления юстицией, нечеткое определение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов по регулированию организации системы нотариата, неполнота правовой регламентации участия нотариата в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина - далеко не полный перечень конституционно-правовых проблем в современной России, требующих научного и практически-прикладного разрешения. Все это создает проблемы в реализации нотариальной защиты и прав граждан и является актуальной темой для исследования. Теоретическую основу работы составила специальная юридическая литературе по избранной теме, а именно научные труды и публикации в периодической печати следующих авторов: Ю.Н. Власова, Е.Э. Денисовой, В.В. Калинина, В.С. Нерсесянца, О.В. Романовской, Г.Б. Романовского, Л.А. Стешенко, Т.М. Шамба и др. Целью данной работы является показать, что же из себя представляет нотариат в современной России, а также рассмотреть нотариат как уникальную форму защиты прав граждан. В соответствии с целью, поставлены задачи: -выявить понятие и юридическую природу нотариата; -проанализировать место нотариата в правовой системе России; -обобщить практику правового регулирования деятельности нотариата в сфере обеспечения конституционного права на частную собственность, свободы предпринимательской деятельности, права граждан на квалифицированную юридическую помощь; -выработать рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере реализации конституционных основ организации и деятельности нотариата. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления конституционных функций нотариата. Предметом исследования выступает нотариальная форма защиты и охраны права. Методологическая основа курсовой работы включает в себя следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический, социологический, системно-структурный подходы; методы сравнительного правоведения и аналитического толкования правовых норм. Нормативно-правовую исследования составляют такие основополагающие документы, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, Конституции (Уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Эмпирическую основу работы составили акты органов судебной власти, в том числе, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по проблемам правового регулирования административных правонарушений. Структура работы обусловлена поставленной целью и логикой решаемых в работе задач и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Полный текст работы
|
|
| |
Юрист | Дата: Суббота, 25.01.2014, 00:15 | Сообщение # 6 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Административное право Тема: Административная ответственность: понятие и признаки
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..….3 Глава I. Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика…………………………………………………………………5 1.1 Понятие и признаки административной ответственности………...5 1.2 Цели, функции и стадии административной ответственности…..10 1.3 Принципы административной ответственности ………………...12 1.4 Общие, специальные и особые субъекты административной ответственности……………………………………………………………….16 Глава II. Особенности админстративной ответственности………………...20 2.1Особенности административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов…………………………………………………………………………20 2.2 Особенности административной ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц…...…….22 2.3 Обстоятельства, исключающие административную ответственность………………………………………………………………24 2.4 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность……………………………………………………………….29 2.5 Возможность освобождения от административной ответственности……………………………………………………………….36 Заключение…………………………………………………………….............40 Список использованных источников……………………...………………....42
Введение
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества. Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации. Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус. Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная. Так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности. Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности. В связи с указанной целью были сформулированы следующие задачи: 1. Рассмотреть административную ответственность как правовой институт. 2. Раскрыть особенности админстративной ответственности. Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере административной ответственности, предметом исследования – правовые нормы, регулирующие указанные отношения. Предметом исследования выступает природа института административной ответственности. Структурно работа состоит из введения, двух глав, которые соответствуют поставленным задачам, заключения и списка использованных источников. При подготовке работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные статьи, публикации специальной периодической печати.
Полный текст работы:
|
|
| |
Юрист | Дата: Суббота, 25.01.2014, 00:20 | Сообщение # 7 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Гражданское право Тема: Злоупотребление гражданским правом: виды, особенности, проблемы.
Содержание:
Введение 3 Глава1. Классификация форм и видов злоупотреблений гражданскими правами. 5 §1. Проблемы классификации форм злоупотреблений гражданскими правами. 5 §2 Злоупотребление правом и добросовестность. 13 Глава 2. Источники злоупотреблений гражданскими правами и пути совершенствования принципа добросовестности гражданских прав. 19 §1 Источники злоупотреблений гражданскими правами. 19 §2. Пути совершенствования норм и гарантий против злоупотреблений гражданскими правами. 28 Заключение 33 Список использованной литературы 34
Введение Проблема злоупотребления правом в гражданско-правовых отношениях в современном правовом поле не теряет своей актуальности. Отсутствие легально зафиксированного состава особого вида правонарушений, каким является злоупотребление правом, служит причиной нежелания судебных органов выносить решения, связанные с применением этого института. В тех же случаях, когда такие решения выносятся, значительная их часть подлежит отмене как не соответствующая закону. Квалификация любой из форм злоупотребления гражданским правом отличается на практике многочисленными противоречиями. В работе рассматривается классификация злоупотреблений гражданскими правами в правовой системе, источники и проблемы Оказавшись предметом дискуссий среди специалистов в области финансового права, институт злоупотребления гражданским правом стал рассматриваться с особой, межотраслевой точки зрения. Межотраслевая оценка, в свою очередь, позволила взглянуть на его проблемы под иным углом и высветить те аспекты, которые могли быть в той или иной степени скрыты от исследователя при сугубо отраслевом подходе. В связи с этим представляется небезынтересным взглянуть на межотраслевую проблематику, связанную с институтом злоупотребления субъективным гражданским правом, уже с сугубо цивилистических позиций. Отправной точкой для гражданско-правовой дискуссии о природе злоупотребления правом так или иначе являлся вопрос о соотношении категории "злоупотребление правом" и категории "правонарушение". Выделение злоупотребления правом в отдельную категорию неизбежно требовало обоснования того, для чего это делается и в чем заключается отличие злоупотребления правом от правонарушения. Это отличие, собственно, и было основным узловым моментом теоретических споров, ведущихся вокруг категории злоупотребления правом. Безусловно, в широком смысле злоупотребление правом охватывает любые недозволенные формы реализации субъективных гражданских прав и свобод, включая свободу совершать сделки (односторонние, двух- и многосторонние), свободу завещать имущество, свободу создавать юридические лица и участвовать в их деятельности. Несмотря на то что вопросы границ правоосуществления исследуются столько же, сколько существует гражданское право, вопрос об осуществлении злоупотребления правом всегда разрешался через призму власти того или иного государственно-правового устройства. В нашей стране, в частности, попытки исследовать указанную проблему в 60–80-х годах прошлого века неизменно наталкивались на «авторитет» государства и ограничивались «социалистическим» назначением права. Ученые вследствие этого потеряли интерес к этой проблеме, а некоторые просто вывели ее из области гражданского права. Однако сегодня вместе с изменениями основных ценностей права возрос и интерес к этой проблеме, давно ждущей своего исследования. При этом требуется не только фрагментарная проработка гражданского законодательства по данной теме, но и скрупулезный научный анализ теории о злоупотреблении правом с «выходом» в такие смежные области знания, как философия, социология, психология. Необходим «сдвиг» науки гражданского права в целом к тому, что неправомерным может быть не только поведение, нарушающее конкретные нормы догматического права, но и поведение, нарушающее основополагающие системные связи (принципы) гражданского права.
Полный текст работы:
|
|
| |